Tuesday, January 19, 2010

Тайна цивилизации человечества

Тайна цивилизации человечества


Доктор физико-математических наук, проф. О. Лхагва*
*)Школа физики и электронники, МонГосун,
е-мейл: olhagvaa@magicnet.mn

В работе в свете новой парадигмы науки и восточного философского мышления рассматривается вопрос, о сущности возникновения и развития цивилизации на земле. Проведен поиск различия корней в познании, цивилизации и мышлении на западе и востоке. У оседлых и кочующих народов существенно отличались среды обытания, которые свою очередь в гармонии с Единством земных и космических реальностей привели к происхождению истоков развития двух разных культур.


Аграрники жили в тесном окружении постоянного бытия. Непеременно их сознание и познание развивались на основе признания этих материальных вещей. Также их научный подход основан на предположении о раздроблении системы на "независимые" частицы, что сводился к редукционизму и детерменизму.
Кочевники же рассеянные по степи молялись и умаляли перед суровыми и непредсказуемыми явлениями природы в земно-космическом масштабе. Их хозяйстванная деятельность и духовная жизнь проходили в сильной зависимости от суровых природных явлений. Такое постоянное воздействие вызвало у кочевников гармонирование в единство видимых и невидимых реальностей природы, что явилось зародышью возникновения кочевого способа ведения хозяйства, а также приобщения к единству не только телом но и духом. Всилу этого среди кочевников почаще появлялись "ясновидцы"(небесные шаманы), обладающие способностью прямого мироощущения. Прямое видение или миропознание послужило фундаментом познания и цивилизации на востоке. На востоке признано, что все во Вселенной невечны и ваимно дополняют друг друга вплоть до появления новых форм, видов и порядка .
Взаимное дополнение сознания и материальных и нематериальных реальностей как бытового так и земно-космического масштаба преопределяет возникновение и развитие двуполярного подхода к познанию и цивилизации на западе и востоке. В работе обсуждается также вопрос о том, что нелинейность эволюция(синергетика) через хаотическое блуждение ведет к возникновению космического сознания (вечный дух) во вселенной. Просветвление одаряет человеку способность приобщиться к Вечному духу в трансцендентном смысле переходя пределы матеиального окружения.


Парадигма и цивилизация
В ХХ веке благодаря революционному достыжению в познании атомного и субатомного миров и нелинейности эволюции произошла смена мировозренческой парадигмы науки в целом[1,2,3]. В настоящее время наука признает взаимосвязанности всех реальностей как единое целое[4]. Всё не вечно [5]. Любая система, как правило, претерпевает изменение вдали от ее равновесия. Как правило, эволюция ведет к формированию новых порядка, видов и структур[6,7] посредством самоорганизации из непрерывных хаотических изменений системы с обратной связью. Эта закономерность в равной степени относится эволюциям природы, общества и сознания.
В европейской науке принята строгая критерия для оценки цивилизации. Следы материальных остатков культур : руин зданий, разных находок, памятников и письменных документов являются главной характеристикой цивилизации. Такая методика основана на однобокий взляд, признающий искпючительно материальную реальность.
Из-за скудности исторических памятных и культурных следов европейцы принимали кочевников как неимеющих, рационального мышления, необходимого для познания. И это стало причиной принимать их за варвары. Но в действительности кочевники часто создали могучие империи начиная с Хуннов до империи Чингис хаана. История подтверждает то, что империи создавались, как правило, на высотах цивилизации своих эпох. Неоспоримо это и есть фундаментальный экспериментальный факт истории человечества. “Узнаемость” цивилизации кочевников и отчаянность от недомыслия привели к придумыванию западными учеными "черной легенды"[8]. Л. Гумилев выразил свое удивление в том, что "… в такую чепуху поверили и верили еще свыше 500 лет"[9б].
Вместе с тем в литературе нередко встречается интуитивное предвещание известных учёных о том, что в цивилизации у кочевников как будто существовала некая "скрытая" движущая сила, которая была бы "невидимой" по отношению к европейской критерии оценки цивилизации[7,10,11]. К выяснеию этой проблемы была выдвинута гипотеза[11] о том, что скрытая способность кочевников или истоки познания и цивилизации состоит в исключительной гармонии их жизни и сознания с единством Вселенной. Познание их являются выходом прямого видения мироустроиства и закономерности явлений природы и общества[3 ].
В связи с выше сказанной мыслью обсудим вопрос, касающийся прямое видение. Вопрос был рассмотрен в работе[12] и была высказана мысль о том, что эволюция, сводящаяся к хаотическому блуждению, как правило, выбирает одно направление- будущее. Причем хаотические изменения системы вдали от равновесия представляют целенаправленный тонкий поиск и творение новых структур, форм и видов в системе. Это наводит мысль на то, что хаос порождает сознание или короче хаос является умородом.
Под сознанием здесь имеется ввиду реальность в космических масштабах или же называем как Вечный дух в смысле В. Вернадского[13]. Притом, космическое сознание может существовать в виде информационно- энергетического поля, заполняющего все пространство во Вселенной[7,12,14]. Хотелось бы обратить здесь внимание на утверждение из Буддийского учения “... Нет ничего внутри или вне Вселенной, что и не есть ум или немогло стать им. Всё сущее одухотворено, и даже сама земля...”[5]. Подобная точка зрения встречается и во всех восточных мистических истолкованиях, в том числе монгольском шаманизме.
Было введено понятие о квантах или нейроквантах поля космического сознания[15], которые будучи носчиками информации между всеми реальностями обуславливает единство во Вселенной. Благодаря взаимности ума и поля космического сознания человек одаряется умением прямо воспринять окружающий мир или одним словом "умозрения". Небесные шаманы кочевников , также творческие мыслители, обычно достигая состояния просветвления(онгод) приобретают способность прямого мироощушения[16а]. Про такое переживание можно узнать из высказываний ученого "…есть такие подъёмы человеческого духа, которые достигают того, что необычно в нашей обыденной изолированности… в одной из мыслей я касался … выяснения жизни и связанного с ней творчества как слияния с Вечным духом… истина не "думается" она переживается всем существом, всей душой."[13].

Модель и абсолютное знание
Западная наука была исключительно ориентирована на создании воображаемой(“рациональной”) модели об явлениях и объектах на основе экспериментальных исследований в строгом соответсвии со старой парадигмой редукционизма. Такая "субъективная" модель принимается как знание тогда когда при помощи ее главные свойства системы удовлетворительно описываются в согласии с экспериментальными данными.
На востоке же подход к познанию был основан на прямом видении. Просветвленный обладает умением прямого видения не только зримых , но и невидимых реальностей. Это называется абсолютным знанием. Значит абсолютное знание является непосредственным отражением реальностей[16б] в сознании, оказывающемся в гармоничном единстве со Вселенной. В то же время в состоянии просветвления человек может почувствовать как видимые , так и невидимые реальности не только сознанием , но и всем телом вкпючая все частицы, клетки и ткани.
Сдедовательно если человек добъется проникновение в свой внутренный мир, откуда ему будет открываться путь для приобщения к космическому сознанию. В таком случае просветвленный может познать материальную и духовную реальности и общество прямым видением или достичь абсолютного знания. Лауреат Нобелевской премии, физик Д. Бом выдвинул мысль[4] о том, что информация относительно единства Вселенной и формирования формы, видов и порядка в ней содержится в любой частице ее составных компонентов, причем информация, хранящаяся даже в одной частичке достаточна для воспроизведения всего комплекса. Ныне клонирование определенного животного от его одной клетки может служить простым подтверждением этого высказывания.

Устная культура и формирование нации
"Небесные" шаманы своими публичными выступлениями среди масс постоянно распространяли сведение об абсолютных знаниях и событиях, увиденных ими. Накопленное таким образом, знание и учение постепенно способствовало формированию устной системы образования, культуры и научного мышления в сфере всей нации[7]. Гумилев описывает это так “...в духовной культуре кочевники неотставали от оседлых соседей, хотя литература их была устной...(сказание) было ближе к мифологии нежели к литературе... но они этим способом воспринимали действительности и выражали свои чувства” [9г].
Благодаря такому коллективному мировосприятию и познанию степные кочевники начали объединяться в общенациональные сознание и порядок под законом вечного духа в единое целое. Появление такой своеобразной духовно- воспитательной системы обуславливало в 13-ом веке “взрывное” формирование монгольской нации. Такая закономерность видимо лежит на основе теории пассионарности[8, 9д].

Бытие, познание и технология
Выше проведенное рассуждение может пролить свет на коренное разичие истоков развития познания у оседлых и кочевых народов. Поиск нужно проводить непременно с точки зрения принципа дополняемости и единства природы, общества, человеческой деятельности и Вечного духа. Рассуждение непосредственно соприкасается как начало и развитие человеческой деятельности на земле так и вопрос о постепенном разделениии человечества на оседлые и кочевые населения. Неибежно познание и цивилизация человечества созревались в колыбели среды обытания в широком земно-космическом смысле. Лев Гумилев отмечая неоправданность игнорирования особой роли ландшафта, биосферы и изменения климата в изучении истории народов подчеркнул, что “... связь истории человечества с историей биосферы планеты Земля, которая до сих пор ускользала от исследования как гуманитариев, так и естествоиспытателей"[9в].
Древные люди сами начали создавать среду обытания оседая в долинах и устьях рек, где благоприятельствуют теплый, влажный и мягкий климат для выращивания культур. Вместе с тем они одомашнивали диких животных, в том числе и крупные скота в результате роста числа поголовья животных неизбежно возникло соперничество между двумя видами хозяйств. Отмечено, что примерно с середины тысячилетия до нашей эры[17] было создано первое государство оседлых большинств в долине желтой реки.
Впоследствие государство аграрников "… постепенно подчинили и отчасти истребили окружающие их племена, за исключением тех, которые успели освоить кочевое скотоводство и благодаря этому отступить в степь"[9в]. Это повлияло появлению кочевых племен, ведущих пасторальное хозяйство и охотничество. Исторический факт фиксирует[17], что в третьем столетии до нашей эры появилось первое государство кочевников в Великой степи.
Оседлые народности где бы ни был вокруг земли развивали земледелие, систему орошения, строительство сёл и изобрели свои письменности. Несмотря на некоторое опоздание кочевники также сумели продвинуть своеобразную культуру и технологические мышления. В том числе они нашли способы добывания некоторых металов и изобрели[9а] обузду, стремени, седло, а также кочевую повозку, изогнутую саблю, кольчугу и длинный лук. В совокупности эти факты убедительно демонстрируют то, что познание и технико- технологическое мышление у кочевников были достигнуты сравнительно высокого уровеня. Как выше говорилось частое появление крупных империй в Великой степи несомненно свидельствует довольно высокие прогрессы в цивилизации кочевников.
Выше отмеченное показывает, что у каждого как аграрников, так и кочевников были свои пути познания и цивилизации. Степняки так же добывались больших успехов и в социальном строительстве, ими же разработаны законодательства и внедрены принципы правосудия, такие как великая яса, в результате чего они самостоятельно перешагнули пороги государственности.
У аграрников главная борьба за урожай привязала их к таким деятельностям, которые непосредственно связаны с культивированием зерна, орошением, удобрением и уходом за растениями. Они потрудились с восхода до захода солнца мобилизуя все свой ум и силы на полях. Такой труд заведома приковывали крестьян к неизменяемому материальному окружению. Постоянство условия для жизнедеятельности и работ безвыходно привыкало их к признанию только материального окружения. В определенной степени они оказались отключёнными от невидимых и нематериальных реальностей во Вселенной . В подобных случаях у человека может возникнуть потребность познания свойства и структур, имеющихся материалов.
Напротив жизнь у кочевников проистекала в полной зависимости от природных явлений в необъятном пространсве и во времени. У кочевников жизненная необходимость состояла по всей возможности предугадать суровых и непредсказумых климатических изменений по приметам событий земного и астрономического масштаба и быстро переориентироваться в пространстве и во времени до наступления жестоких явлений. В первую очередь им нужно было совершать перекочёвки поискивая лучшее пастбище в условиях засуха, а также перебраться из зона бедствий, например обильного снегопада, мороза и разных бедствий.
Потребность согласования человеческой деятельности с явлениями природы и космической реальности принудила ввести кочевого образа хозяйствования. Значит кочевая жизнь и хояйство в Великой степи порождали особую технологию, которая тонко отработана как результат самосогласованности и самоорганизации процессов в комплексной системе, состоящей из человека, окружающей среды и космической реальности.
Из сказанного выше видим, что производственный способ кочевников явно небыл “тупиковым”[18] как полагают некоторые исследователи- историки. К тому же их технология была выработана в результате растворения хозяйственной деятельности в единстве сознания, природных явлений и космичекой реальности. Для кочевников окружающая среда целиком воспринимались как часть одного единого организма- мира, непосредственной частью которого являются они же сами. В соответствии с этим среди кочевников укоренились глубокоуходящие традиции, сохранившиеся ныне в ритуалах почитания неба, гор, рек, водных источнков, лесов и степ, а также обращения к ним как священным и живым умным.
К сожалению только сечас мировая общественность серьезно начала озаботиться о жизненно насущной проблеме[19] охраны окружающей среды. Думается, что в нарушении гармонии природы в земных масштабах серьезно повлияла повсеместное принятие концепции старой парадигмы западной науки на земле. Теперь везде признают то, что необходимо перейти на производственную технологию, свободную от черемерной гонки за сверхприбылями, от которой так сильно страдает естественная гармония природы и жизни. Всем ясно стал если так дальше продолжать порчи здоровья нашей хрупкой матери- Земли, то глобальная экологическая катастрофа станет реальностью в недалеком будущем. Отсюда видно, что кочевая технология производства была возниклась как гармоничная самосогласованность сознания и деятельности человака, а также закономерности природы и Вечного духа. Основой охраны природы в конце концов является воспитание населения духе единства природы, человека и сознания.

Поляризация в цивилизации
Отличие истоков познания у осёдлых и кочевых народов заведомо привело к возникновению двух разных ветвей цивилизации человечества. Как было упомянуто выше рациональная наука сопоставляет модель или приближенную картину к реальным системам. На востоке же, как упомянулось выше, добываются абсолютное знание. На востоке не зря говорят просвещенные, что нам ненужен “глобуса” когда мы прямо видим землу.
Таким образом, цивилизация человечества исходила от двух начала познания, зародывшего в непосредственной связи с бытиями обытания человечества в разных масштабах. Значит формирование цивилизации происходило как двухполярная система в виде западной и восточной культур. В одном полюсе поляризованного мира расцвела культура аграрников, в другом культура кочевников.
Кстати на западе видимо постоянное материальное окружение повлияло формированию парадигмы, которая твердо опиралась исключительно на признание почти несменной материальной реальности. В то же время в степи царило единственное условие, обуславливающее полную самосогласованность сознания и деятельности человека с видимым и невидимым мирами, включая космическое сознание и общество.

Великое единение
Нет сомнения эти две культуры, исходившие от гармоний бытия и сознания на разных уровнях являются самими дорогими ценностями человечества. В настоящее время в свете достижений квантовой физики и синергетики стали везде признавать то, что парадигма науки, предполагающая возможность раздробления систем на независимые компоненты оказывается не несовсем полноценным. Тем не менее наука совершила замечательное восхождение в познании мира в пределах правильности концепции старой парадигмы. Эта есть современная наука в целом. Однако с развитием квантовой физики и синергетики, перешагнувшие пределы применимости старой концепции, спонтанно возниклась потребность в ее пересмотре. В новой парадигме учитывается целосность мира. В этом отношении правильность восточного подхода, основанного на взаимосвязанности и дополняемости материи и сознания находит важного научного обоснования. В любом случае две ветви цивилизации являются уникальными ценностями человечества.
Эти две ветви цивилизации естественно дополняют одно другого ведь они же отражают лишь проявления единого мира на разных уровнях познания. Взаимное дополнение и слияние этих традиционных ветвей познания ведет непеременно к формированию единой цивилизации человечества. Думается, этот процесс утаит в себе огромный потенциал для подъема великой культуры на земле.
Значит в дальнейшем возможность познания непременно будет расширена в широком смысле, где модельная картина дополняется абсолютным знанием и освещается с точки зрения единства мира. Слияние методологии двух культур может быть сыграно особую роль в образовании и воспитании землян в духе единства мира и мирного сосуществования человечества. В этой связи приведем высказывание Индийского мыслителя “... западная и восточная наука обязательно сойдутся воедино, когда достигнут пределов своего знания "[20].

Автор считает приятным долгом выразить искренную признательность академику Ш. Бира за его тонкое понимание и постоянную поддержку исследования, проводимого мною вокруг точек соприкосновения квантовой физики и синергетики с восточным философским мышлением.



Литература

1. F. Capra, The Web of Life,Flamingo, 1997. p.3, р. 17,
2. О. Лхагва, Парадигма и познание, журн. “Монголия” , 2003, №3, (17).
3. O.Lhagva On the space- time structures in the human civilization. Proc, VII Int. Congr. of Mongolists. Mongolica, Vol., 9(30), 1999, p. 581, Ulaanbaatar.
4. D. Bohm, Wholeness and the Implicate Order, London: Routledge, 2002.
5. Букке Д. Кёкай, Учение Будды, Элиста, 1992, стр. 92].
6. .I.Prigogin, I. Stingers, Order Out of Chaos, New York Bantam Books, 1984.
7. О.Лхагва, Исток цивилизации кочевников Великой степи, Proc. VIII Int. Congress of Mongolists, J. Mongolica, Vol.13(34), p.92, 2003, Ulaanbaatar, На монг. языке.
8. Л.Н. Гумилев, А. И. Куркчи. Черная легенда. Москва, Экопресс, 1994, стр.142
9. , Л.Н. Гумилев, В поисках вымышленного царства, Москва, 1992, а) стр. 210, б) стр. 9, в) стр. 28, . 293, г) стр. 29. д). Л. Н. Гумилев, Древняя русь и великая степь, Москва, 1992, стр. 5, 308
10. В. Я. Владимирцов, в книге: Л.Н. Гумилев, А. И. Куркчи. Черная легенда. Москва, Экопресс, 1994, стр. 98.
11. О. Лхагва, Движущая сила цивилизации кочевников, журн. “Монголия”, 2001, № 01-02, (11-12).
12. О. Лхагва, Мунк Тэнгер- наука, Reports of IX International Congress of Mongolists, 2006, Ulaanbaatar, p. 101. На монг. языке.
13. В.И. Вернадский, в книге: А.В. Иванов, И.В. Фотиева, М.Ю. Шишин, Скрижатели метаистории, Барнаул, 2006, стр. 596.
14. O.Лхагва, Пространственно- временной подход к цивилизации, КАН-Алтай, 3(15), 1997.
15. O.Lhagva On the space- time structures in the human civilization. Proc, VII Int. Congr. of Mongolists. Mongolica, Vol., 9(30), 1999, p. 581, Ulaanbaatar.
16. F. Capra, The Tao of Physics, Flamingo, 1983, а) p. 141, б) p.37.
17. Н. Крадин, Кочевничество в современных теориях исторического процесса, Время мира, вып.2, 2001.
18. Н. Крадин, Общественный строй кочевников: дискуссии и проблемы, Вопросы истории, 2001, №4, 21.
19. UN Conference on Enviroment and Development, Convention on Biological Diversity Rio de Janeiro, Brasil, 1992. UN Convention of Climate, Kyoto, 1997. http://www.biodiv.org/doc/legal/cbd-en.pdf/
20. В неопубл. статье: А. В. Иванов, Специфика традиционной науки, Барнаул. 2006.


2007. 10. 17.

No comments:

...

и-мэйл: o_lhagva@num.edu.mn, olhagvao@yahoo.com, Утас: (976)-99167676

Санал, сэтгэгдэлээ Anonymous(or your)@gmail.com хаягаараа нэвтэрч үлдээж болно.