Thursday, October 29, 2009

"Великое единение"-Ховд хот, ОУЭШБХ-илтгэл, бүтээлийн эмхтгэл

Великое единение


О. Лхагва, Ц. Сайнсанаа и Л. Эрдэнэтуяа, Монголия,


e-mail: olhgavao@yahoo.com


Уйти нам трудно от мирских забот.
Но Вечность постигает только тот,
Кто хоть на шаг сойдет с троны привычной,
И путь проложит, от других отличный
Ависценна(Абу Али Ибн Сина)

Веление Мунк Тэнгерия

В предыдущей работе[1] рассматривался вопорс о том, что тайна процветания кочевников заключалась в силе Мунк Тэнгерия - общенациональное принятие веры единства мира, человека и вечног духа. Однако никому неудалось догадаться, что за реальность- сила Мунк Тэнгерия.

На самом деле под силой Мунк Тэнгерия кочевники сотворили самобытное общество, просоединяющееся к единству материального мира с вечным духом. Под велением Мунк Тэнгерия народ был объединен в коллективную и космическую сознательность, чуждой наземных эгоистических стремлений. Таким образом результат гармонирования человека телом и сознанием к единству Вселенной и вечного духа способствовал формированию особо сплоченной нации.

Поэтому честность и самоотверженность защиты законов и порядка империи были приняты как веление Тэнгерия. В этой связи Л. Гумилев пишет: “Люди причастные к предательству, не должны жить и производить потомков, ибо монголы признавали коллективную ответственность(Мунк Тэнгерия, ОЛ )...”[2].

Бойцы малочисленной армии монголов были воспитанными в духе непоколебимости соблюдения закона Тэнгерия, в уверенности побеждать, несдаваться в боях и невыдавать товарища в беде, оказывать помощи соратникам и соотечественникам.

Согласно велению Тэнгерия человек должен быть справедливым перед людьми, вне зависимости от того они являются ли его вождь, соратник или вражские лица. Обратимся к сокровенному сказанию. Когда привели вражского бойца, поравнившего Чингис хаана в шейную артерию, он признался, что “ ...это я стрелял с горы. Если хаан повелит казнить меня останется от меня только мокрое место в ладонь. Если же хаан соизволит, то вот как послужу ему: ...Мне молвишь: громи, на врага! Синь-каменья в прах сокрошу. ...”. В ответ Чингис хаан ему сказал: “Подлинный враг всегда таит про себя свое душегубством свою враждебность. Он...сам себя выдает головой. Он достоин быть товарищем. ... мы прозовем его Чжебе...будь при мне”[9г,3а]. Берем еще один пример из много численных в сокровенном сказании. Пятеро спутники потащили к Чингис хаану Чамуха. В ответ он тот час же повелел “Мыслимо ли оставить в живых тех людей, которые подняли руку на своего природного хаана? Кому нужна дружба подобных людей”[9д, 3б]. Заметим, что в словах как Чингис хаана так Чжебэ и Чамуха четко выражена верность не перед определенным лицом и (земными)законами, а высоким идеалом т.е.велением Мунк Тэнгерия. В каждом человеке, видимо, было глубоко посеяно чувство принадлежности вышнему Тэнгерию и жить его велением.

Благодаря строгому соблюдению веления Тэнгерия на территории империи был установлен самый спокойный и справедливый общественный порядок в мире того времени. Это подтверждается вспоминанием Марко Поло: “ ...во всех государствах, христианских и мусульманских существует жостокий произвол и беспорядок, вообще негрантированы жизнь, имущество, честь и вообще очень тяжело жить. А у великого хана строгий закон и порядок, и поэтому если ты не совершаешь преступлений, то можешь жить совершенно спокойно”[ 4г, 4а].

Придерживание закона Тэнгерия глубоко проявлялись в уважении неприкосновенности послов, своих и чужих. Плано Карпини писал: “ у татар есть обычай никогда не заключить мира с теми людьми, которые убили их послов”[5].

Выше приведенные факты показывают, что веление или вера силам Мунк Тэнгерия насколько естественно отвечал единству Вселенной, вечного духа и сознания. Таким образом, сила Мунк Тэнгерия реальная сила, возникшая благодаря слиянию национального сознания кочевников с единством материального мира и вечного духа.

Вспышка. Л. Гумилев пришел к заключению, что опредленно и несомненно внезапный подъём Монголов в первой половине XIII века “ были последствиями природных явлений- вспышек этногенеза- ясно и невызывает сомнений”[4д, 4б]. Как отмечалось выше здесь не трогается суть вопроса какова была сила, приведшая к всышке.

Гумилев был прав в том, что пройзошла вспышка этногенеза, которая обусловила внезапное образование нации. Теперь мы дополняем его идею тем, что именно той реальной силой сформирования нации послужило веление Мунк Тэнгерия, благодаря которой воедино спаивались процессы познания Вселенной, образования и воспитания человека в сфере всей нации. Этот процесс есомненно явился истоком внезапного формирования и процветания нации.

Кочевое хозяйство. Жизнь у кочевников проистекала в полной зависимости от природных явлений в необъятном пространстве и во времени. У кочевников æèçíåííàÿ íåîáõîäèìîñòü ñîñòîÿëà ïî âñåé âîçìîæíîñòè ïðåäóãàäàòü ñóðîâûõ è íåïðåäñêàçóìûõ êëèìàòè÷åñêèõ èçìåíåíèé ïî ïðèìåòàì ñîáûòèé земного и àñòðонîìè÷åñêîãî ìàñøòàáà è áûñòðî ïåðåîðèåíòèðîâàòüñÿ â ïðîñòðàíñòâå è âî âðåìåíè äî íàñòóïëåíèÿ æåñòîêèõ ÿâëåíèé.  первую очередь èì íóæíî áûëî ñîâåðøàòü ïåðåêî÷ёвêè поискивая ëó÷øåå ïàñòáèùå â óñëîâèÿõ çàñóõà, à òàêæå ïåðåáðàòüñÿ èç çîíà áåäñòâèé, íàïðèìåð îáèëüíîãî ñíåãîïàäà, ìîðîçà и разных бедствий.

Гармонирование деятельности и сознания человека ñ явлениями ïðèðîäы è êîñìè÷åñêîé ðåàëüíîñòи принудила выработать êî÷åâой способ õîçÿéñòâования. Значит кочевая жизнь и ведения хояйства в Великой степи порîæäàëè особóþ технологиþ, которая òîíêî îòðàáîòàíà как результат самосогласованности и самоорганизации процессов в комплексной системе, состоящей из человека, окружающей среды и космической реальности.

Из выше сказанного видим, что производственный способ кочевников явно небыл “тупиковым”[6]. как полагают некоторые исследователи- историки. К тому же их технология была âûðàáîòана â ðåçóëüòàòå растворения хозяйственнîé деятельностè â åäèíñòâå сознаниÿ, природíûõ ÿâëåíèé и вечного духа.

Кочевники воспринимали окружающую среду целиком как часть одного åäèíîãî организма- мира, непосредственной частью которого являются они же сами. Â ñîîòâåòñòâèè ñ этим среди кочевников укоренились глубокоуходящие традиции, сохранившиеся и ныне в ритуалах почитания неба, гор, рек, водных источнков, лесов и степ, а также обращения к ним как священным и живым умным. Глубокий смысл вознесения дань уважения гор как живым остается неясным нынешнему поколению поскольку на земле везде господствует законы, выясняющие отношения между людьми и обществами.

Общепринятие человекоцентрической концепции запада укоренило на планте безпощадное отношение с природой преследуя цель гонки за прибылей. Только сечас, когда земля-мать дала знать, что дальше не в состоянии выдерживать варварское нарушение экологической гармонии а миðовая общественность ñåðüåçíî íà÷àëà îçàáîòèòüñÿ î жизненно насущной проблемå[18, 7] охранû окружающей среды.

Нынешняя экологическая дисгармония природы и человеческой деятельности в земных масштабах, думаю, является очень важным подтверждением реальности и естестественности цивилизации кочевников.Теперь вåçäå ïðèçíàþò òî, ÷òî необходимо перейти на производственнóþ технологиþ, свободнóþ от ÷åðåìåðíîé гонки за сверхприбылями, от которой так сильно утрачивается естественная гармония природы è жизни.

Всем ясно åñëè так дальше ïðîäîëæàòü порчи здоровья нашей õрупкой матери- Земли, òî глобальная экологическая катастрофа станåò реальностью в обозримом будущем. Îòñþäà видно, что êî÷åâàÿ òåõíîëîãèÿ производñòâà áûëà возникла êàê ãàðìîíè÷íàÿ ñàìîñîãëàñîâàííîñòü ñîçíàíèÿ è äåÿòåëüíîñòè ÷åëîâàêà, à òàêæå çàêîíîìåðíîñòè единства ïðèðîäû è Вечного духа. Основой охраны природы в конце концов является воспитание человечества в духе единства природы, человека и сознания.

Великое единение. Îòëè÷èå образа жизни îñ¸äëûõ è êî÷åâûõ íàðîäîâ послужила причиной возникновеíèя и развития двóõ ðàçíûõ способов познания и тем самим öèâèëèçàöèи ÷åëîâå÷åñòâà. Рациональная наука сопоставляет модель или приближенную картину к реальным системам. На востоке же через состояние просветвления добыват абсолютное или качественное знание. На востоке не зря говорят просвещенные, что нам ненужен “глобуса” когда мы прямо видим землу.

Íåò ñîìíåíèÿ ýòè äâå êóëüòóðû, èñõîäèâøèå îò ãàðìîíèé áûòèÿ è ñîçíàíèÿ на разных уровнях ÿâëÿþòñÿ ñàìèìè äîðîãèìè öåííîñòÿìè ÷åëîâå÷åñòâа. Наука совершила замечательное восхождение в познании мира в пределах правильности концепции старой парадигмы. Она сыграла и будет сыграть особую роль в развития человечества. В ñâåòå äîñòèæåíèé êâàíòîâîé ôèçèêè è ñèíåðãåòèêè ñòàëè âåçäå ïðèçíàâàòü òî, ÷òî ïàðàäèãìà íàóêè îêàçûâàåòñÿ íå несовсем ïîëíîöåííûì. В этом отношении ценна восточный подход, основанный на взаимосвязанности и взаимной дополняемости материи и сознания находит важного научного обоснования.

В любом случае две ветви цивилизации являются уникальными ценностями человечества. Эòè äâå âåòâè öèâèëèçàöèè åñòåñòâåííî äîïîëíÿют îäíî äðóãîãî âåäü îíè æå отражают ëèøü ïðîÿâëåíèÿ åäèíîãî ìèðà на ðàçíых уровнях познания. Âçàèìíîå дополнение и слияние ýòèõ òðàäèöèîííûõ âåòâåé познания âåäåò непеременно ê ôîðìèðîâàíèþ единой öèâèëèçàöèи ÷åëîâå÷åñòâà[2, 8]. Дóìàåòñÿ, этот процесс утаит в себе огромный потенциал для подъема великîé êóëüòóðû çåìëян.

Çíà÷èò â äàëüíåéøåì, âîçìîæíîñòü ïîçíàíèÿ íåïðåìåííî áóäåò ðàñøèðåíà â øèðîêîì ñìûñëå, ãäå ìîäåëüíàÿ êàðòèíà äîïîëíÿåòñÿ àáñîëþòíûì çíàíèåì è îñâåùàåòñÿ ñ òî÷êè çðåíèÿ åäèíñòâà ìèðà. Слияние методологии двух культур может быть сыграно особую роль в образовании и воспитании землян в духе единства мира и мирного, гармоничного, с природой, сосуществования человечества.

Литература

1. О. Лхагва и Л. Эрдэнэтуяа, Мунк Тэнгерий-веление вечного духа. Доклад предсталенный на эту конференцию.

2. 2.Ë.Í. Ãóìèëåâ, Â ïîèñêàõ âûìûøëåííîãî öàðñòâà, Ìîñêâà, 1992, стр. 220. 8 О.

3. 3 Сокровенное сказание монголов,а. §147, б. §200, пер. С. А.Козина,Улан-Удэ, Бурятское книжное издательство,

4. Л.Н. Гумилев, А. И. Куркчи. Черная легенда. Москва, Экопресс, 1994, a). стр.102 б) стр.194,

5. Ж. дель Плано Карпини, Монголчуудын түүх, Улаанбаатар, 1988, х.111.

6. N. Kradin, а. Общественный строй кочевников: дискусии и проблемы, Вопросы истории, 2001, №4, 21, б. Кочевничество в современных теориях исторического процесса

7. U N Conference on Environment and Development, Rio de Janairo, Brazil, 1992. Convention on Biological Diversity, 1992. U N Conference on Convention of Climate, Kyoto, Japan, 1997О.

8. О. Лхагва, Тайна цивилизации человечества, Bulleten, The IAMS News, 2008, № 41, 160, В трудах международного симпиозиума, посвященного юбилею 80 летия со дня рождения акад. Ш. Бира

No comments:

...

и-мэйл: o_lhagva@num.edu.mn, olhagvao@yahoo.com, Утас: (976)-99167676

Санал, сэтгэгдэлээ Anonymous(or your)@gmail.com хаягаараа нэвтэрч үлдээж болно.